тел: 8 (4212) 77-20-15
Получить в управление весь мир Прорыв в новые миры Прорыв к новым возможностям Доступ к новым возможностям Сдвиг точки сборки Сдвиг в понимании Расширение понимания Разрушение ограничений Найти правильный способ Найти нужный инструмент Войти в новую реальность Конструирование новой реальности

Эксклюзив

В природе всего живого заложена программа развития. Развитие – это главное условие выживания.

Чем выше на эволюционной ступени стоит живой организм, тем сложнее становится эта программа.

Если растению нужно просто увеличиться в размере, то млекопитающему помимо этого надо научиться выживать, отстаивать свою территорию, строить жилище, воспитывать потомство, управлять стаей, лечить самого себя и т.д.

Человек, как наиболее развитое млекопитающее, дополнительно к простым навыкам выживания стремится к более совершенным знаниям.

Поэтому он построил очень сложную и разветвленную систему образования. В общем виде она выглядит так:

 

  Верхние 2 ступени делятся на профессиональные сферы.

Человек, осознавший, что развитие и обучение – это одно из условий выживания – продолжает обучаться до конца дней своих.

Можно заниматься самообразованием, но этого часто не достаточно. И тогда люди обращаются к экспертам, тренерам, наставникам и другим учителям.  Спрос рождает предложение,  поэтому появилась индустрия обучения и развития.  Но тому, кто осознал необходимость в такой услуге, приходится отвечать на вопрос: как понять, кто есть кто на этом рынке? Как отличить твердое от пустого? Тем более, если речь идет о таких «нематериальных» гуманитарных сферах, как психология, личностное развитие, межличностные отношения, управление персоналом предприятия и.т.д.

Если в технологических сферах профессионализм или его отсутствие проявляет себя сразу – работает автомобиль или нет, дом стоит, или развалился – то в сферах психологических эффект субъективен и обнаруживается не всегда сразу и однозначно.

На этом паразитирует масса «пустого» - непрофессионального, поверхностного, бесполезного или просто вредного.  И оно же дискредитирует настоящих профессионалов,  мешает всему «твердому». Мешает тому, в чем действительно нуждается «человек осознающий».

 

Я предлагаю простую модель, помогающую сориентироваться при выборе тренинговой компании, если речь о сфере коммуникации, личностного развития и управления персоналом.

        Рынок образовательных услуг можно разделить на те же четыре уровня, что и базовое образование.

 Уровень начальных классов

Краткосрочные тренинги (от 1-2 до 7-10 дней)  по популярным темам:

личностный рост, межличностные взаимоотношения, семейные конфликты, техники продаж, частные вопросы управления персоналом, техники ведения переговоров и т.д.

Позволяют  получить поверхностные представления по предложенным темам, освоить 2-3 ключевых навыка, относящихся к делу.  Основной эффект от этого уровня – укол оптимизма, расширение круга общения. Без эмоционального эффекта ценность тренинга стремится к нолю.

 Уровень среднего специального образования

Долгосрочные очные курсы, многоступенчатые дистанционные программы обучения по темам, связанным с психологией:  управление персоналом,  подбор и оценка персонала, построение системы развития персонала и т.п.

При хорошо продуманной программе и профессиональном преподавании такое обучение позволяет получить действительно добротную подготовку по теме с необходимыми системными знаниями и набором инструментов для работы.

Но если не повезет, то можно потратить много денег и времени, и получить за это малополезный набор теорий.

 Уровень высшего образования

Готовность к работе этого уровня наступает после достаточного опыта: профессионального, жизненного и опыта прохождения предыдущих уровней. Эта готовность осознается как некая духовная потребность. Как правило, совпадает с кризисными ситуациями, которые требуют нового понимания себя, своей миссии, пересмотра стратегических целей и ценностей.

На этом уровне требуется глубокая и глобальная внутренняя инвентаризация. Новые знания касаются не прагматических технологий, а способов восприятия реальности. Инструментом становятся не коммуникативный навык и информационные технологии, а  собственная нервная система. Это уже не эпизод в программе обучения – это путь, ограниченный только пределами человеческой жизни.

 

Оценив уровень собственной потребности, можно приступать к поиску поставщика услуг.  Стандартный подход такой: посмотреть все сайты, позвонить по нескольким телефонам из справочника и в результате принять решение по случайным признакам, ориентируясь на эмоции «уколотых» знакомых или  говорливость представителя тренинговой компании.

Почему-то при покупке стройматериалов или бытовой техники мы заботимся о качестве и гарантиях, а свои мозги можем доверить кому угодно.

Рекомендую, по крайней мере, задать 2 вопроса:

  1. Каковы критерии эффективности обучения.
  2. Каковы гарантии экологичности психологических вмешательств.

По характеру ответов можно отличить мастера от пустышки.

 Если дополнить схему уровней образования, то получится такая картина

 

 

 Наши проекты «Менеджмент», «Трансформация личности», «Продажи», «Релаксация» могут быть реализованы по стандартам любой ступени, но нам больше интересно работать на уровне духовного роста.

 

                                                                                                 С уважением, Игорь Федоров

 

Подписка на рассылку

Закажите обратный звонок!
И получите бесплатную экспресс-диагностику

Подписка на рассылку

«Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, я даю согласие на обработку персональных данных»
×

Закажите обратный звонок!
И получите бесплатную экспресс-диагностику

«Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, я даю согласие на обработку персональных данных»
×
×
×